location

г. Астана, ул. Акмешит, дом 1, блок 1, этаж 14

Дата публикации 23.07.2025
Прочитано 139

Предварительное решение УГД о назначении налоговой проверки: как защититься?

В последнее время налогоплательщики в Казахстане часто получают от налоговых органов письма или извещения, где за подписью руководителя или его заместителя УГД содержится предварительное решение о намерении назначить налоговую проверку. Это и есть, по сути, последний документ, который предшествует непосредственно документальной тематической проверке.

Ниже мы поясним, что это за предварительное решение и зачем оно нужно, какие действия надо предпринять при его получении, в каких ситуациях оно незаконно и в каких налоговые органы действительно обладают правом на проверку.

Что такое предварительное решение о назначении проверки?

Предварительное решение о назначении налоговой проверки — это простыми словами документ от налогового органа, в котором указано, что Управление государственных доходов (УГД) планирует инициировать проверку в отношении вашей компании или ИП. Простыми словами, это предупреждение о возможном начале налоговой проверки в ближайшее время.

Такой документ является признаком того, что в отношении налогоплательщика начата административная процедура. Согласно статье 62 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК РК), основанием для возбуждения административной процедуры может являться инициатива госоргана (пп. 2 п.1). Также в этой статье указано, что для инициативы госоргана требуется либо прямое требование закона, либо право на административное усмотрение (пп. 3 п.1). Это значит, что инициировать проверку госорган может лишь в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законом, или в пределах данного госоргану права на административное усмотрение.

А именно перед началом проверки орган контроля и надзора обязан зарегистрировать акт о назначении проверки в Комитете по правовой статистике и специальным учетам (далее – КПСиСУ) по требованию статьи 146 Предпринимательского кодекса РК (далее – ПК РК), а также в соответствии с Правилами регистрации актов о назначении проверки (Приказ и.о. Генерального Прокурора Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года № 162)

Просто говоря, госорган не может действовать по собственной прихоти: все решения и действия должны иметь законную основу и полученное для них конкретное полномочие.

Законно ли предварительное решение без регистрации?

Само по себе предварительное решение, как показано выше, является действием налогового органа в рамках его административного усмотрения. Тем не менее, границы этого усмотрения чётко определены законом. Принимать конечный административный акт в виде предписания о назначении проверки госорган может лишь с разрешения прокуратуры. До факта регистрации в КПСиСУ предварительное решение не влечёт за собой никаких обязательных для вас последствий. С нашей точки зрения, УГД не должно выносить такое решение без согласования с прокуратурой, а такое несоблюдение процедур должно самостоятельно исправляться налоговиками.

Как действовать при получении предварительного решения о проверке?

Первое, что следует сделать, получив письмо с предварительным решением, — не паниковать. Предварительное решение ещё не есть фактическая проверка, и до вынесения окончательного акта вы не обязаны предоставлять ни документы, ни объяснения. К сожалению, несмотря на новые нормы АППК, налоговые органы на практике нередко после вынесения предварительного решения запрашивают у налогоплательщика документы и пояснения. Фактически это нарушает ПК РК, поскольку требовать до регистрации предписания какие-либо документы недопустимо. Власти должны сначала в компетентных органах получить согласие на проверку и зарегистрировать предписание.

Порядок возражения

При наличии несогласия с пред. решением налогоплательщик вправе дать письменное возражение и/или заявить свою позицию на заслушивании (ст. 73 АППК РК). Советуем не ограничиваться устным выступлением, а подготовить официальные письменные возражения в адрес УГД. В возражении можно описать, почему вы не согласны и в чем считаете решение незаконным. По итогам ваших доводов УГД заполнит протокол заслушивания, а руководство примет решение: или прекратит админпроцедуру (согласится с вами), либо отклонит ваши возражения полностью или частично. В последнем случае будет вынесено окончательное решение — предписание о назначении налоговой проверки. Если налоговый орган при этом упорно хочет провести проверку, он должен по итогам заслушивания направить запрос на регистрацию предписания о проведении проверки в органы прокуратуры. Согласно АППК РК, на вынесение окончательного решения отводится один месяц. Превышение этого срока является нарушением.

Что делать дальше: типичные ошибки и правильные шаги

Увы, практика показывает, что многие руководители и бухгалтеры панически реагируют на любое упоминание о проверке и сразу идут на поводу у налоговиков, порой даже не понимая, что от них требуют. Рассмотрим две частые ошибки:

  • Преждевременная передача документов: налоговый орган до вынесения предписания о проведении проверки не вправе вызывать вас или запрашивать документы. Не стоит по первому требованию неформального письма сразу всё приносить и показывать – лучше дождаться фазы официальной проверки.
  • Дополнительная сдача отчёта: ни в коем случае не подавайте дополнительную налоговую отчётность за прошлые периоды, как бы вас ни просили. Если срок давности по этому периоду почти истёк, ваша подача отчёта продлит его ещё на год, дав налоговикам время для доначислений.

Законные основания для внеплановой проверки

По закону, внеплановые налоговые проверки могут назначаться только при наличии оснований, перечисленных в НК РК и ПК РК. Если оснований нет, проверка считается недействительной (а предписание о её назначении — незаконным и подлежит отмене, наравне с самой проверкой) на основании статьи 156 ПК РК (ч.1, пп.1 ч.2). Ниже приводим часто встречаемые основания (ст. 145 НК РК) для наглядности:

  1. По заявлению или жалобе самого налогоплательщика (при ликвидации, реорганизации, жалобе на результаты проверки, снятии с регистрационного учёта по НДС).
  2. В рамках уголовного процесса (по УПК РК).
  3. При неисполнении уведомления по камеральному контролю (средняя степень риска).
  4. При возврате НДС (по заявлению в декларации).
  5. При признании судом счётов-фактур фиктивными (без фактических операций).
  6. На основании решения уполномоченного органа – КГД.

Часто именно УГД ссылаются на неисполнение камерального уведомления (пп.4) п. 3 ст. 145 НК), даже когда оно было исполнено вами или вы направили налоговому органу пояснения, что отражено в их системе. В таких ситуациях вы имеете право возражать на предрешение и указать, что уведомление вами было исполнено.

Неудивительно, что во многих случаях сами налоговые органы отменяют предварительное решение и прекращают саму процедуру. Если же, несмотря на ваше возражение, налоговые всё-таки вынесут предписание (окончательный акт) о начале проверки, можно обжаловать его в суде. Пусть это не останавливает саму проверку, но если в итоге суд отменит незаконное основание проверки, то и вся проверка принудительно прекратится.

Если вы столкнулись с предварительным решением о налоговой проверке, не стоит падать духом. У вас есть все шансы защитить себя законными методами. На нашем сайте вы найдёте множество других статей и публикаций, где сможете найти ответы на другие вопросы.

Если необходимо, вы можете обратиться в нашу юридическую компанию — позвоните нам, оставьте заявку на сайте или напишите нам в WhatsApp. На первичной консультации мы оценим вашу ситуацию и расскажем, какие есть перспективы дела.

С уважением,

Директор Юридической компании RESPONSA