г. Астана, ул. Акмешит, дом 1, блок 1, этаж 14
г. Астана, ул. Акмешит, дом 1, блок 1, этаж 14
Когда и зачем предпринимателю стоит оспаривать результаты налоговой проверки?
Налоговые органы могут доначислить крупные суммы налогов, пеней и штрафов, но у налогоплательщика есть право защитить свои интересы. В Казахстане обжалование налоговой проверки возможно как в досудебном порядке (через жалобу в вышестоящий орган), так и через суд (административный иск). В этом руководстве подробно разбираем порядок и порядок обжалования акта (уведомления) налоговой проверки, сроки на обжалование, необходимые действия и документы.
Вы узнаете, что можно обжаловать, куда обращаться, как приостановить исполнение решения налогового органа и какие аргументы помогут выиграть спор. Материал подготовлен практикующими юристами с 15-летним опытом в налоговых спорах, поэтому рекомендации опираются на актуальные нормы Налогового кодекса (2025 года) и АППК РК и успешную практику.
Обжалование налоговой проверки целесообразно, когда налогоплательщик не согласен с выводами проверяющих либо выявлены нарушения в самой процедуре проверки. Основания для оспаривания условно делятся на процедурные и материальные (по существу доначислений).
Все перечисленные нарушения налогового органа нужно четко отразить в жалобе или административном иске.
Ваша задача – показать, что либо процедура проверки была нарушена (что само по себе достаточно для отмены результатов), либо доначисления не обоснованы доказательствами и законом. Если проверяющие не учли ваши документы, перечислите их и подчеркните, что налоговый орган не выполнил обязанность полного и объективного исследования материалов.
Практика показывает, что даже частичная отмена результатов проверки по процедурным основаниям может значительно снизить сумму доначислений. Поэтому не пренебрегайте ни одной найденной ошибкой проверяющих – все они должны найти отражение в ваших требованиях.
Многие предприниматели спрашивают: можно ли обжаловать акт налоговой проверки? Важно понимать, что формальным предметом обжалования является не сам акт проверки, а вынесенное налоговым органом уведомление по результатам проверки.
Акт о результатах налоговой проверки – это документ, в котором инспекторы фиксируют выявленные нарушения и доначисления. Однако акт сам по себе не является административным актом, порождающим обязанность уплатить налоги; таким актом выступает уведомление о результатах проверки (УРП), выносимое налоговым органом на основании акта. Именно уведомление о результатах налоговой проверки и подлежит обжалованию в установленном порядке.
В случаях камерального контроля (без выездной проверки) налогоплательщику направляется уведомление об устранении нарушений (УУН). Этот документ также можно обжаловать, если вы не согласны с выявленными камеральной проверкой несоответствиями. Процедура обжалования акта (уведомления) налоговой проверки одинакова для уведомлений по выездным (документальным) проверкам и для уведомлений камерального контроля – различается лишь суть спора.
Например, обжалование акта выездной налоговой проверки обычно касается доначислений налогов и штрафов по результатам масштабной проверки на месте, тогда как обжалование камерального уведомления чаще связано с автоматизированно выявленными ошибками в отчетности. В обоих случаях налогоплательщик вправе подать жалобу и требовать отмены уведомления полностью или частично.
Таким образом, акт о результатах налоговой проверки служит основанием для вынесения уведомления, но обжаловать следует именно уведомление о результатах проверки. Жалоба подается на уведомление, а в тексте жалобы вы детально расписываете, с какими выводами акта и уведомления не согласны и почему.
Если же говорить не о досудебной жалобе, а о судебном оспаривании, то административный иск в суд подается также на решение налогового органа (уведомление), а не на акт о результатах проверки как таковой. Сам акт является доказательством в споре, и его содержание будет анализироваться при рассмотрении жалобы или иска.
Важно не путать документы: после проверки обычно выносится уведомление о результатах проверки (УРП) с требованием уплатить доначисленные суммы. А при камеральной проверке налоговый орган направляет уведомление об устранении нарушений (УУН), давая время добровольно исправить ошибки. Оба типа уведомлений могут быть оспорены. Напротив, предписание на проведение проверки (предписание о назначении проверки) обычно нельзя обжаловать после проведения проверки – возражения против законности назначения проверки логичнее заявлять сразу при ее начале или использовать как довод при обжаловании результатов. Однако, пока идет проверка и вы не согласны с назначение проверки, то можно обжалованить и предписание о назначении проверки (смотрите: Обжалование предписания о назначении налоговой проверки)
Итак, можно и нужно обжаловать результаты налоговой проверки, но грамотно выбирайте объект обжалования. Первым шагом обычно является подача жалобы на уведомление (УРП или УУН) в вышестоящий орган налоговой службы.
Многих интересует: можно ли подать в суд на налоговую напрямую, минуя вышестоящие инстанции? Да, такое право предусмотрено законом. В соответствии с п. 2 ст. 177 Налогового кодекса РК налогоплательщик (налоговый агент) вправе обжаловать уведомление о результатах проверки, а также уведомление о результатах горизонтального мониторинга непосредственно в суд. Таким образом, досудебная жалоба в уполномоченный орган — это не обязанность, а альтернатива.
На практике у налогоплательщика есть два равноправных варианта:
Оба пути имеют одинаковый правовой эффект в части приостановления начислений.
Согласно ст. 185 НК РК, подача жалобы в уполномоченный орган либо иска в суд приостанавливает исполнение уведомления о результатах проверки в обжалуемой части. При этом в случае обращения в суд приостановление наступает со дня принятия искового заявления судом к производству и действует до вступления судебного акта в законную силу.
Это означает, что даже если налоговый орган начислил крупные суммы и начал предпринимать действия по взысканию, обращение в суд блокирует исполнение до окончания разбирательства.
Досудебное обжалование акта (уведомления) налоговой проверки осуществляется путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган. В соответствии с пунктом 1 статьи 178 Налогового кодекса РК, жалоба налогоплательщика на уведомление о результатах проверки подается в уполномоченный орган (Министерство финансов РК) в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения уведомления. Копия жалобы направляется также в налоговый орган, проводивший проверку и рассматривавший ваши возражения на предварительный акт. Это требование важно соблюсти: отправьте копию жалобы в тот орган госдоходов (УГД/ДГД), который инициировал проверку, чтобы они были в курсе процесса и приостановили исполнение уведомления.
Жалоба подается в письменной форме (на бумаге, либо электронно через портал e-Otinish или кабинет налогоплательщика). В тексте жалобы обязательно указываются следующие сведения:
Если в жалобе не указать какой-либо из обязательных пунктов, уполномоченный орган вправе оставить жалобу без рассмотрения. Кроме того, жалоба должна быть подписана лично налогоплательщиком или его представителем по доверенности.
К жалобе обязательно прилагаются копии документов, подтверждающих ваши доводы. Такими приложениями обычно являются: копия самого оспариваемого уведомления о результатах проверки (или УУН), копия акта налоговой проверки, ваши расчеты, переписка с налоговыми органами (например, копии возражений на акт и ответа на них), первичные документы, подтверждающие реальность операций (контракты, накладные, акты), выписки банков, экспертные заключения и т.д. Если жалобу подает представитель, приложите копию доверенности на него.
Обратите внимание, что подача жалобы в срок – критически важно. Если вы подадите жалобу позже 30 рабочих дней, в рассмотрении жалобы будет отказано, если только не будет удовлетворено ходатайство о восстановлении срока.
Министерство финансов (через Апелляционную комиссию) рассматривает жалобу налогоплательщика в течение 30 рабочих дней со дня ее регистрации. Рассмотрение жалобы происходит письменно, однако нередко налогоплательщика приглашают на заседание апелляционной комиссии для дачи пояснений. В ходе проверки жалобы уполномоченный орган вправе делать запросы в проводивший проверку орган, истребовать дополнительные сведения у других госорганов или даже за рубежом (если дело касается, например, трансфертного ценообразования).
Решение по жалобе выносится уполномоченным органом в форме письменного ответа налогоплательщику. По итогам рассмотрения жалобы возможны следующие варианты решений:
Важно: подача жалобы приостанавливает исполнение обжалуемого уведомления. Это значит, что до окончания рассмотрения жалобы налоговый орган не вправе принудительно взыскивать доначисленные суммы. Исключение – случаи, предусмотренные ст. 96 АППК (необходимость защиты государственных интересов и прав других лиц). На практике налоговые могут заявлять, что крупные недоимки затрагивают интересы бюджета, и пытаться начать взыскание, даже если жалоба на рассмотрении. Если такое происходит, вы вправе обжаловать действия налоговой или срочно обратиться в суд с ходатайством о приостановлении исполнения. Но в большинстве случаев правильно поданная жалоба защищает вас от принудительного взыскания на досудебной стадии.
Подытожим: жалоба в вышестоящий орган важнейший этап обжалования. Соблюдайте порядок обжалования акта налоговой проверки: подайте жалобу вовремя, укажите все необходимые сведения, приложите копии доказательств. Тогда ваши аргументы будут рассмотрены по существу. Если же решение вышестоящего органа вас не удовлетворит, следующий шаг – обращение в суд, о чем далее.
Когда налоговый орган выносит требование по результатам проверки (будь то решение, предписание или уведомление), у налогоплательщика естественное желание – приостановить исполнение этого акта на время обжалования. Как отмечалось, досудебная жалоба автоматически приостанавливает исполнение уведомления, кроме случаев, когда налоговый орган заявляет об особых обстоятельствах (защита государственных интересов). В контексте выездной проверки это означает, что если вы подали жалобу на УРП в течение 30 дней, налоговый орган не должен требовать уплаты доначисленных сумм и не вправе, например, блокировать ваши банковские счета или взыскивать долг через судебных приставов, пока не вынесено решение по жалобе.
Однако, что делать, если налоговый орган все-таки пытается исполнить свое решение? К примеру, иногда сразу после проверки налоговики присылают требование об уплате и предупреждение о принудительном взыскании. В таком случае после подачи жалобы надо уведомить налоговый орган, что жалоба подана и исполнение приостановлено. Если же эти меры не помогают, следующий шаг – срочно обращаться в суд. При подаче административного иска в суд АППК также предусматривает приостановление действия оспариваемого акта на период судебного разбирательства. Чтобы подстраховаться, можно одновременно с исковым заявлением подать в суд заявление о применении обеспечительных мер – то есть о запрете налоговому органу предпринимать действия по взысканию до решения суда. Суд, как правило, удовлетворяет такие ходатайства, если видит риск причинения значительного ущерба (например, блокировка счетов парализует бизнес).
Отдельного упоминания заслуживает ситуация с решением о признании уведомления неисполненным. Такое решение выносится налоговым органом, когда налогоплательщик не уплатил суммы по уведомлению и не представил пояснений (в случае камерального контроля). По сути, это зеленый свет для начала принудительного взыскания. Очень важно знать: согласно разъяснениям Верховного Суда, жалоба (или иск) на решение о признании уведомления неисполненным подается в течение 10 рабочих дней со дня его получения. Здесь срок намного короче! Обжаловать можно либо подав жалобу в вышестоящий налоговый орган, либо сразу административный иск в суд – выбор за налогоплательщиком. Подача жалобы/иска на такое решение также приостанавливает дальнейшие шаги по взысканию. Поэтому, если вы получили решение налогового органа о признании уведомления неисполненным, действовать надо молниеносно: в течение 10 рабочих дней обжалуйте его, иначе налоговая сразу обратится к судебным исполнителям для взыскания.
Подводя итог, приостановление исполнения – ключевой момент, чтобы обжалование не превратилось в “битву с ветряными мельницами” на фоне уже взысканных сумм. Пользуйтесь законом: вовремя подавайте жалобу, и налоговый орган обязан ждать результатов. При оспаривании – укажите ст. 96 АППК о приостановлении действия оспариваемого акта, а при необходимости просите суд в порядке обеспечения иска запретить налоговой списывать деньги. Так вы обезопасите свой бизнес на время спора и избежите кассовых разрывов и блокировок счетов.
Налоговый кодекс допускает восстановление пропущенного срока по уважительным причинам: для физлиц – болезнь, для организаций – болезнь руководителя или главбуха, при условии, что некому было их заменить. Нужно подать отдельное ходатайство о восстановлении срока с приложением подтверждающих документов (например, больничного листа) и организационных документов, показывающих отсутствие заместителя на время болезни. Однако такие случаи – исключение. Как говорится, «юридические лица не болеют», поэтому компаниям крайне сложно доказать уважительность пропуска срока. Лучше не допускать просрочки: вовремя подготовьте и отправьте жалобу.
Если досудебная жалоба не принесла желаемого результата, следующий этап – оспаривание акта (уведомления) налоговой проверки в суде. Здесь действует административное судопроизводство по нормам АППК, и у него есть своя специфика, которую нужно учесть при разработке судебной стратегии.
Принципиальный момент: бремя доказывания в суде возлагается на налоговый орган. Согласно статье 129 АППК РК, по искам об оспаривании административных актов именно ответчик (государственный орган) должен доказать законность и обоснованность своего решения. Это значит, что в суде налоговая должна представить доказательства каждого нарушения, указанного в акте, и обосновать расчет доначислений. Для налогоплательщика это плюс: если каких-то доказательств не хватит, решение должно быть отменено.
Тем не менее, на практике активная роль налогоплательщика крайне важна. Вы не должны занимать пассивную позицию, даже зная о бремени доказывания у оппонента. Напротив, постарайтесь представить максимальный комплект доказательств своей правоты, чтобы усилить позицию.
Хорошая судебная стратегия включает несколько элементов:
Не забудьте о госпошлине при обращении в суд. За подачу административного иска по налоговому спору взимается государственная пошлина – для физлиц – 0,1, а для юрлиц 1% от суммы иска, не более для физлиц 500 МРП, а юрлиц 20 000 МРП. В 2025 году это 3932 (МРП ежегодно индексируется). К исковому заявлению нужно приложить квитанцию об уплате госпошлины (оплатить можно через сервисы eGov или банк). Апелляционная жалоба на решение суда не облагается пошлиной, а вот при подачи кассационной жалоба, надо дополнительно оплатить госпошлину в размере 50% от оплаченной при подаче иска суммы госпошлины. Учтите: если вы выиграете спор, уплаченную госпошлину возвращают.
В суде первой инстанции дело рассматривается относительно не быстро: АППК устанавливает срок не более 3 месяцев, апелляция еще 2 месяца, а если подавать в кассацию, то еще до 6 месяцев.
Рассмотрение в первой инстанции происходит судьей единолично, в открытом судебном заседании, апелляция и кассация в составе судебной коллегии в составе 3 судей.
Вы или ваш представитель должны активно участвовать: заявлять ходатайства, давать пояснения, задавать вопросы представителям налогового органа. Помните про презумпцию невиновности налогоплательщика в адмпроцессе: если останутся неустранимые сомнения, они толкуются в пользу заявителя. Поэтому ваша задача – вызвать у суда сомнения в аргументах налоговой. Например, показать альтернативную версию событий, подкрепить ее доказательствами и указать, что налоговый орган не доказал обратного.
После изучения всех материалов и доводов суд выносит решение. В 2022 году, по данным Верховного Суда РК, более 60% налоговых споров решались в пользу налогоплательщиков – тенденция свидетельствует, что при грамотном подходе есть высокие шансы на успех. Если суд удовлетворил ваши требования (полностью или частично), уведомление будет отменено в соответствующей части, и налоговый орган обязан это исполнить (стороны получают решение, по вступлении его в силу налоговая снимает доначисления).
В целом судебное обжалование налоговой проверки – сложный процесс, требующий тщательной подготовки. Лучше поручить ведение дела профессиональному юристу или адвокату, специализирующемуся на налоговых спорах. Он выстроит стратегию, правильно оформит все документы и представит ваши интересы. Далее мы рассмотрим пошаговый алгоритм обжалования, а также разберем примеры из практики.
Если решение суда первой инстанции вас удовлетворило (например, уведомление отменили полностью), поздравляем – вы выиграли спор. Налоговый орган в таком случае может попытаться оспорить решение, подав апелляционную жалобу. Вам нужно будет участвовать и в апелляции, отстаивая решение в вашу пользу. Если же суд первой инстанции отказал или отменил уведомление не полностью, апелляционную жалобу подаете вы.
Срок на апелляцию – 2 месяца со дня вынесения решения суда (в административном судопроизводстве срок более длительный, чем в гражданском). Апелляция рассматривается коллегией судей областного суда (Астаны, Алматы или Шымкента). В жалобе изложите, с чем не согласны в решении, и почему суд первой инстанции ошибся. В апелляции могут всплыть новые аргументы, но лучше основываться на материалах дела. После рассмотрения апелляционной жалобы будет вынесено окончательное судебное решение в виде постановления.
В редких случаях возможна еще кассация в Верховном Суде, но налоговые споры обычно завершаются на уровне апелляции.
Если вы пропустили срок обжалования судебного решения, не опускайте руки: срочно консультируйтесь с юристом. Надо подать в суд первой инстанции ходатайство о восстановлении сроков, основания такие же как и при подачи такого же заявления при пропуске сроков оспаривания уведомления, смотрите выше.
Чтобы понять, как все изложенное работает на практике, рассмотрим несколько кратких реальных примеров (названия компаний изменены):
Результат: апелляционная комиссия МФ РК отменила доначисления НДС (~20 млн) полностью, признав их незаконными, и еще снизила КПН на 5 млн из-за учета дополнительных расходов. Общая сумма требования сократилась с 50 до 25 млн тенге – экономия 50%. Компания решила не идти в суд, а уплатила оставшуюся часть, избежав переплаты в 25 млн.
Действия: ИП «Б.» подал одновременно жалобу в КГД и административный иск в суд, опасаясь быстрого взыскания. Минфин оставил жалобу без удовлетворения, но суд признал уведомление исполненном ввиду того, что на уведомление было своевременно подано пояснение и тем самым не было оснований для признания уведомления не исполненном, а касательно существа спора, суд сообщил налоговой, что подобные вопросы должны решать при тематической проверке и рассматривать спор по предмету в рамках камерального контроля нельзя.
Результат: суд полностью отменил решение о его неисполнении. Налоговый орган апелляцию не подавал, решение вступило в силу, а налоговая так и не назначила тематическую проверку.
Действия: Компания наняла юриста, который сразу подал административный иск в суд, указав ходатайство о восстановлении срока, приложив билеты директора и приказ о командировке как подтверждение уважительной причины. Налоговый орган возражал, но суд счел причину уважительной и рассмотрел дело.
Результат: часть требований (около 6 млн) суд удовлетворил – признал недоказанными нарушения, остальные 4 млн пришлось уплатить.
ТОО «Т.» по итогам тематической проверки получило уведомление о доначислениях на 49 млн тенге (КПН и НДС). Основанием послужило уголовное дело в отношении контрагента — ТОО «A», которого налоговый орган счёл «технической» компанией.
Действия: компания оспорила уведомление в суде, представив договоры, акты, накладные, платежные поручения и иные документы. Дополнительно банкротный управляющий в отношении ТОО «A» подтвердил, что поставки и работы действительно выполнялись, а товары ввезены из РФ и Китая. Также доказано, что уголовный суд привлёк директора ТОО «A» к ответственности за выписку фиктивных ЭСФ по другим контрагентам, а не по спорным сделкам с ТОО «Т.».
Результат: суд признал незаконным уведомление в части доначислений по операциям с ТОО «A» — около 47 млн тенге (КПН и НДС с пеней). В остальной части иск отклонён. Также вернули суд госпошлину ~438 тыс. тенге.
Эти примеры демонстрируют, что оспаривание налоговых уведомлений реально работает. Даже если не удается отменить начисления полностью, часто удается значительно их снизить. Главное – действовать быстро, грамотно и не бояться отстаивать свои права через жалобу и суд.
Обжаловать результаты налоговой проверки можно и самостоятельно, если суммы небольшие и вопрос простой. Но в ряде случаев помощь юриста критична:
При выборе юриста смотрите на опыт именно в налоговых спорах и знание НК РК и АППК РК. Хороший сигнал — выигранные дела и доверие крупных клиентов (например, BI Group, Highvill). Услуги стоит воспринимать как инвестицию: отмена начислений сохраняет оборотные средства компании, а судебные издержки в ряде случаев можно взыскать с налогового органа.
Если проверка выявила проблемы, не затягивайте с обращением к юристу. Профессионал оценит перспективы: где лучше добровольно уплатить, а где стоит бороться. Мы имеем сотни успешных кейсов по обжалованию налоговых уведомлений и готовы провести аудит акта, подготовить жалобу или иск.
Обжалование налоговой проверки – законный инструмент защиты бизнеса. Вовремя подав жалобу, вы приостанавливаете взыскание и получаете шанс решить вопрос без суда. Если результат не устроил – подавайте административный иск: суды всё чаще поддерживают добросовестных налогоплательщиков.
Мы специализируемся на налоговых спорах и сопровождаем клиентов «под ключ». Обращайтесь за консультацией – это позволит защитить ваши деньги и законные права.