г. Астана, ул. Акмешит, дом 1, блок 1, этаж 14
г. Астана, ул. Акмешит, дом 1, блок 1, этаж 14
Когда бизнесу приходит предписание о проведении проверки, первая реакция — паника и желание «просто пройти налоговый контроль». Но в ряде случаев предписание и приказ о назначении проверки УГД или проверки ДГД вынесены с грубыми нарушениями, а значит — подлежат отмене в суде.
Административные суды уже прямо признают незаконными такие акты, если налоговый орган выходит за пределы своих полномочий, не доказывает конкретные факты нарушений и подменяет законный порядок назначением проверок «по запросу» нижестоящего органа. На этом можно и нужно строить стратегию защиты.
Материал основан на реальном судебном кейсе, проведенной нашей компанией в рамках защиты интересов клиента, и отменен приказ о тематической проверке и предписание о проведении внеплановой налоговой проверки по вопросам трансфертного ценообразования.
Предписание о проведении проверки — это административный акт территориального органа госдоходов, которым фактически запускается внеплановая налоговая проверка.
Если предписание УГД опирается на приказ вышестоящего органа, который издан с нарушением пункта 4 и пункта 7 статьи 144 Предпринимательского кодекса (нет конкретных фактов и обстоятельств, подтверждающих угрозу законным интересам), такое предписание признается незаконным и подлежит отмене.
Налоговая проверка по Налоговому кодексу (пункт 6 статьи 69, подпункт 11) пункта 3 статьи 145) должна проводиться с соблюдением четких процедур и оснований. Суд прямо сослался на пункт 1 и подпункт 1) пункта 2 статьи 156 ПК: отсутствие оснований проведения проверки относится к грубым нарушениям и влечет недействительность ее результатов.
Если в приказе о назначении налоговой проверки нет описания конкретных нарушений, периода, сути сделок и доказательств, а указано лишь «по запросу департамента», это уже сильный аргумент для обжалования назначения проверки в суде.
Проверка УГД начинается с того, что территориальный орган направляет налогоплательщику письмо (предварительное решение), проводит заслушивание, готовит запрос в вышестоящий орган и выносит предписание.
Даже если до этого была проведена документальная проверка и выявлены отклонения по сделкам, это не освобождает орган от обязанности соблюдать пункт 4 статьи 144 ПК — показывать конкретные факты и обстоятельства, которые послужили основанием для внеплановой проверки именно по этому субъекту.
Если в предписании УГД этого нет, оно оспаривается как принятое с превышением пределов административного усмотрения.
Проверка ДГД (центрального органа) запускается приказом о назначении тематической проверки.
В рассмотренном были несколько нарушений:
Такая проверка ДГД признана незаконной, а приказ — отменен. Это прямая дорожная карта для предпринимателей, попавших в аналогичную ситуацию.
Куда: специализированный межрайонный административный суд.
Что требовать: отменить предписание и приказ.
Основания: ст. 5, 8, 36 АППК; ст. 144, 156 ПК; ст. 145 НК.
Обжалование предписания о проведении проверки и приказа о тематической проверке — это всегда спор с государством, где ошибка в формулировке иска или ссылке на норму стоит миллионы тенге.
Практикующие юристы по налоговым спорам:
Если вы получили предписание о проведении проверки или знаете о готовящейся проверке УГД / проверке ДГД, не ждать результатов — выгоднее остановить процесс на стадии обжалования назначения проверки. Для этого достаточно передать нам пакет документов на экспресс-аудит и договориться о консультации.
Вопрос 1. Можно ли оспорить предписание ДГД о проведении проверки?
Да. Суд признает незаконными предписания и приказы, если отсутствуют конкретные факты нарушений, нет оснований внеплановой проверки по пункту 4 и пункту 7 статьи 144 ПК и нарушены требования статьи 156 ПК о грубых нарушениях.
Вопрос 2. Каков порядок обжалования назначения проверки налогового органа?
Предприниматель подает административный иск об обжаловании назначения проверки в специализированный административный суд, ссылаясь на АППК, НК и ПК, оспаривая одновременно и приказ ДГД о тематической проверке, и предписание о проведении проверки УГД.
Вопрос 3. Какой срок обжалования предписания о проведении проверки в суд?
Эффективная стратегия — подать административный иск сразу после получения предписания и копии приказа о тематической проверке, не дожидаясь результатов проверки. Общий срок для подачи иска один месяц.
Вопрос 4. Что делать, если тематическая проверка уже начата?
Даже если тематическая проверка начата, предприниматель сохраняет право на обжалование назначения проверки и предписания. При признании акта незаконным суд прямо указывает, что проверка начата с грубыми нарушениями ПК, а ее результаты подлежат признанию недействительными.